shandrovskaya 60x80

«Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии»

Семинар-практикум для педагогов

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Дети могут лучше почувствовать расслабление мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. 

Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения расслабляющих упражнений. И я их не заставляю непременно повторять упражнения. Разрешаю молча, спокойно посидеть на занятии и посмотреть как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе оказывает на них положительное воздействие.

Расслабляющие упражнения проводятся в начале и в конце каждого развивающего познавательного занятия.

Психолог: «На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать. Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя».

«На пляже»

Психолог (показывает и объясняет): «Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем,
Выше руки поднимаем.
Держим, держим, напрягаем…
Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки - на колени)
Ноги не напряжены,
Руки не напряжены и расслаблены.»

«Кораблик»

Психолог (показывает и объясняет): «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: сильнее прижмите к полу левую ногу, тело наклоните влево, и правая нога расслабится. Слушайте и делайте как я:

Стало палубу качать – ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую – расслабляем!
Сядьте и слушайте:
Снова руки на колени, а теперь немного лени…
Напряженье улетело, и расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали и еще послушней стали.

Также можно использовать упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей, языка.

«Лягушки»

Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – и перестану, но нисколько не устану!

«Орешек»

Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем,
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

Для формирования правильной речи использую такое упражнение:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.

Все приведенные выше упражнения помогают стать детям более спокойными и работоспособными, и педагоги, и родители самостоятельно могут их проводить с детьми.